Как правильно наказывать ребенка, советы и рекомендации психолога

Четверг, 20 сентября 2012, 15:32
Каждый родитель не раз задумывался над вопросом: «Как правильно наказывать ребенка?». Мораль отрицает наказание физическое, но и неосторожное словесное может привести к нарушению психики ребенка. Споры вокруг правильного наказания всегда актуальны.
Как правильно наказывать ребенка, советы и рекомендации психолога

Посредством системы наказаний ребенок осознает «что такое хорошо и что такое плохо». Благодаря этому формируется правильное и осознанное поведение, соответствующее социальным правилам. Поэтому детей надо наказывать, но следует определиться, как это делать правильно.

Итак, как наказывать ребенка?

  1. Нельзя ограничивать физические или биологические потребности и нужды детей. Отказать в обеде или ужине, заставлять целый день провести за уроками – это негуманно и противоестественно.
  2. «Справедливость превыше всего». Сначала необходимо разобраться, кто виноват, а затем определять наказание. Невиновный ребенок может затаить обиду, которая выльется в более старшем возрасте. К тому же, регулярные необоснованные наказания могут привести к утрате родительского авторитета и доверия.В каждой семье должен быть своеобразный «кодекс», который будет определять степень вины и соответствующее ей наказание. Должно быть предусмотрено четкое разграничение нарушений: опасные, менее опасные и мелкие. Следует довести до сведения ребенка об этом.
  3. «Перед законом все равны». Если в семье несколько детей, то наказание должно быть для всех одинаково. Исключений быть не должно. В противном случае у ребенка, к которому было применена кара, а к его сестре или брату нет, может развиться комплекс неполноценности.
  4. Нельзя обзывать детей, навешивать им ярлыки, оскорблять, нецензурно выражаться при них, унижать детское достоинство. Дети впитывают все, как губки, и в недалеком будущем родителям могут вернуться их же слова.
  5. Пообещав наказать за проступок, следует приводить слова в жизнь. Иначе ребенок просто привыкнет к тому, что родители лишь говорят, а ничего не делают.

Педагогика придерживается нескольких наиболее продуктивных и эффективных мер: игнорирование, разъяснительная беседа, символическое и естественное наказанию.

Игногрирование

Игнорирование

Ребенок всегда желает родительского внимания. Проступки – это еще один метод привлечь родителей к себе. Следует просто сказать ребенку, что с ним никто не будет разговаривать, если он будет продолжать плохо себя вести. Говорить надо спокойным и ровным голосом, а не кричать и активно жестикулировать при этом.

Разъяснительная беседа

Разъяснительная беседа

Главное условие данного метода – это спокойствие и сдержанность. Беседовать с ребенком нужно спокойно. Разбирательство на повышенных тонах может привести лишь к замкнутости малыша. Спокойствие родителя передастся ребенку. В тихой уютной атмосфере быстрее можно узнать о причине детского проступка, после чего в простых словах объяснить, почему так делать не стоит.

Ребенок уже в три года осознает нормы поведения в семье, если их ему доходчиво объяснили. В таких семьях «беседа по душам»  лучший метод борьбы с проступками. У ребенка формируется система ценностей с ранних лет. Поэтому в подростковом возрасте с ним будет проще найти общий язык.

Символическое наказание

Символическое наказание

В основном применяется ограничение в движении, например, поставить в угол или оставить сидеть на одном месте. Дети очень подвижны, поэтому такое наказание, даже пятиминутное, имеет сильное действие.

Естественное наказание

Естественное наказание

Данный вид предполагает, что действие ребенка само по себе влечет наказание, например, не надел рукавицы – замерзли руки, разбросал игрушки – потерялась любимая машинка и так далее. Следует разъяснить ребенку последствия некоторых его поступков. При отрицательном эффекте не следует восклицать: «Я же говорила тебе!» Дух противоречия, свойственный детям, не дремлет.

Наказывая ребенка тем или иным способом, нужно помнить о нескольких вещах:

  1. Ребенок должен быть уверен, что его любят. Слова «ты плохой» следует заменить на «ты плохо поступил». Иначе малыш со временем станет позиционировать себе, как плохого человека.
  2. Любое наказание не должно подрывать родительский авторитет. Родители должны быть не только наставниками своему чаду, но и старшими друзьями, которым он доверяет и всегда может положиться на них в трудную минуту.
  3. Наказание должно быть актуальным, то есть применяться лишь за проступок, совершенный «здесь и сейчас». Нельзя карать ребенка за то, что он плохо поступил вчера или два дня назад.
  4. Наказав ребенка, не следует извиняться перед ним после отбывания кары. Малыш решит, что родители были не правы и история повторится снова.

 

comments powered by HyperComments