Формируем правильную самооценку у малыша

Елена Гончарова  |  Понедельник, 2 июля 2012, 11:22
В первые пять лет у ребенка формируется структура личности, закладываются основы характера, отношение к себе и окружающим – так утверждают психологи.
Формируем правильную самооценку у  малыша

Низкая самооценка.

В семье, где царит авторитарный режим по отношению к малышу, подрастает человек с крайне низкой самооценкой. Родители хотят от него беспрекословного послушания.  Чтобы ребенок умел подстраиваться, не спорил  со взрослыми, его ставят в зависимое подчиненное состояние. Каждый день его самые  близкие люди произносят фразы «Это нельзя!», «Делай, что тебе говорят», «Ты еще слишком мал»…и так далее.  Чаще всего малыш не понимает  за что именно его наказывают, боится в чем-либо оступиться  и постоянно чувствует себя всегда и во всем виноватым. Малыш  становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, ему явно не хватает ощущения, что его любят.

Впоследствии ребенок трудно адаптируется в коллективе сверстников, так как становится замкнутым и необщительным, к тому же не умеет за себя постоять.

Средняя самооценка.

Там, где родители занимают покровительственную, снисходительную позицию, подрастают дети со средней самооценкой. Родители прислушиваются к желаниям  малыша, но самостоятельные  действия ребенка вызывают у них тревогу.  Чрезмерной опекой  и предупредительностью заботливые  мама и папа сами того не ведая, подрывают веру малыша в свои силы.

 Поэтому дети таких родителей обычно очень зависимы от мнения окружающих.  Попав в коллектив, где их оценят по  достоинствам, такой ребенок раскрывает все свои таланты. Хуже,  когда получается наоборот. Оказавшись  среди критичных сверстников,  человек со средней самооценкой  разубеждается в своих способностях.

Высокая, положительная самооценка.

Формируется, когда  все члены семьи равноправны и четко определены авторитеты, а при решении общих вопросов собирается семейный совет. Чаще всего  авторитетом и главным советчиком в обсуждениях   выступает мужчина, его слово является последним, к нему прислушиваются.  Но бывает и так, что эту роль исполняет и женщина. В любом случае ребенок видит, что родители умеют конструктивно беседовать и уважать интересы других. Поэтому малыш учится размышлять  и выражать свою точку зрения. У него формируется высокая, положительная самооценка.

Естественно, что такой ребенок умеет строить отношения с окружающими, не боится повседневных  трудностей и несет  ответственность за свои поступки. Он обречен на успех,  так как чувствует  уверенность в своих силах и поддержку  со стороны близких, ставит перед собой конкретные цели и достигает их.

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки.

1.Стремясь  решить за ребенка  все его проблемы, не оберегайте малыша  от повседневных дел,  но и не перегружайте его. Пускай поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от своих действий и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

2.Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.

3.Поощряйте в ребенке инициативу. Если он чего-то захотел, то  разрешите ему реализовать задуманное и поддержите. Никогда не отказывайтесь от его помощи, даже когда и вовсе не нуждаетесь в ней.

4.  Всегда помните о том, что малыш внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки»  или же «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»

5. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

И самое главное:  не  бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Заботьтесь о здоровой атмосфере в семье, цените и уважайте друг друга.

comments powered by HyperComments