Осознанная мода: почему стоит отказаться от «одноразовых» вещей

Вторник, 25 сентября 2018, 11:11
Осознанная мода подразумевает ответственное отношение к планете, природе и к людям.
Осознанная мода: почему стоит отказаться от «одноразовых» вещей

Как fast fashion вредит окружающей среде и почему стоит «присмотреться» к осознанной моде рассказала дизайнер Яна Червинская в интервью корреспонденту Styler и RBC-Lite Катерине Гончаровой.

Ежегодно текстильная индустрия потребляет 132 000 000 тонн угля и от 6 до 9 триллионов литров воды, а 60 из более чем ста миллиардов предметов одежды, которые выпускаются ежегодно, люди выбрасывают в течение 12 месяцев после покупки. Это негативно влияет на окружающую среду значительно больше, чем многие представляют.

Пластик в океанах, “шестой континент” из мусора, масса текстильных отходов, низкая заработная плата у работников текстильной промышленности - далеко не полный список проблем, которые возникают в последние десятилетия.

- Сейчас все чаще говорят о вреде массового производства одежды для окружающей среды. В чем состоит главный вред? Особенно той одежды, которая рассчитана на недолгое время использования и которую быстро выбрасывают?

Международная экспансия быстрой моды усугубляет проблему в глобальном масштабе. Fast fashion (быстрая мода - ред.) фокусируется на скорости и низких затратах, для того чтобы снова и снова представлять новые коллекции, копируя образы знаменитостей или нишевых брендов. Производя дешево и много, масс-маркет делает одежду «одноразовой». Это особенно опасно для окружающей среды, поскольку давление на снижение стоимости и времени, необходимого для получения продукта от дизайна до цеха, означает, что будет много экологических последствий.

Критики fast fashion выделяют загрязнение воды, использование токсичных химикатов и уровня текстильных отходов наиболее среди негативных последствий.

Возьмем, к примеру, полиэстер - самая популярную ткань в индустрии моды. Когда полиэфиры одежды из полиэстера промываются в бытовых стиральных машинах, они отделяют микрофибры, которые добавляются к растущему уровня пластика в океанах. Эти микрофибры очень мелкие и могут легко проходить в канализацию, а также в очистительные сооружения. Они не являются биологическими, и поэтому они представляют собой серьезную угрозу для водной жизни.

В пищевой цепочке это выглядит так: маленькие существа, такие как планктон, едят микрофибры -> рыба и моллюски -> человек. Текстильное производство использует огромное количество воды, большая часть которого смывается в водные пути, нагруженные загрязняющими веществами, такими как отбеливатели, кислоты, краски и красители.

- Что такое осознанная мода? Чем она важна для современного общества?

Осознанная мода подразумевает ответственное отношение к планете, природе и к людям. В идеале, дизайнер задумывается обо всех этапах жизненного циклах вещи: как она появляется, как используется и где заканчивает свой цикл. В идеале, при производстве и потреблении вещей экосистеме планеты не наносится вред. Но реальность такова, что в год текстильная индустрия потребляет сто тридцать два миллиона тонн угля и от шести до девяти триллионов литров воды, а шестьдесят из более чем ста миллиардов предметов одежды, которые выпускаются ежегодно, люди выбрасывают в течение двенадцати месяцев после покупки.

Осознанная мода и инициативы, которые вокруг нее сформировались (от Ellen MacArthur Foundation, Fashion revolution, Future Tech Lab, Eco-Age до Centre for sustainable fashion) призваны помочь обществу задуматься над экологическими проблемами и предпринять шаги для их минимизации. Это относится к каждому из нас, ведь все мы являемся потребителями тех или иных брендов и своими покупками поддерживаем систему сверхпотребления и быстрой моды.

- Какие главные черты осознанной моды? Например, использование экологических материалов, аренда одежды и так далее?

Я хочу привести в пример труды финских исследователей Маарит Аакко и Ритвы Коскеннурми-Сивонен, которые систематизировали практики устойчивой моды.

В соответствии с их правилами, дизайнер должен:

– выбирать экологичные материалы или ткани, сделанные из переработанных волокон, заботиться о переработке отходов;

– использовать возобновляемые и перерабатываемые ресурсы и материалы;

– выбирать только самые необходимые и безопасные процедуры, связанные с крашением, стиркой;

– использовать безотходный крой, прозрачную организацию труда, справедливую оплату, прозрачные цепи поставок;

– участвовать в социально-значимых проектах, применять партисипаторный дизайн;

– экономить ресурсы, применяя разные способы продления жизни вещей, использовать местные ресурсы, чтобы не тратить ресурсы на транспортировку;

– прозрачно вести бизнес;

– привлекать внимание к устойчивой моде через эстетику, уникальность и качество вещей.

- Осознанная или медленная мода, sustainable fashion - довольно новое для Украине веяние. Хотя в то же время у нас активно используют вещи из секонд-хендов. Как воспринимается идея sustainable fashion в нашем обществе сейчас?

Здесь скорее хотелось бы привести в пример не украинского потребителя, который покупает секонд-хенд или сток зачастую из-за отсутствия денег на новые вещи, а новые интересные украинские проекты - винтажный курированный маркет Kyivness, лекторий Кураж-Базара и Ласки, круглый стол на тему Sustainable fashion от Ukrainian Fashion Week, Ozero, ReThink, нашу платформу Sustainable Fashion Pad.

Именно благодаря таким проектам осознанная мода дойдет до массового потребителя и изменит культуру отношения к окружающей среде, природе и людям. А там и до господдержки инноваций в переработке текстильного мусора недалеко.

- Что такое апсайклинг и чем он важен?

«Апсайклинг» – создание одежды из бывшей в употреблении одежды. От ресайклинга апсайклинг отличается тем, что в первом случае основная цель дизайнера состоит в минимизации отходов, а во втором – в создании вещи с добавленной стоимостью. Добавленная стоимость появляется в результате того, что дизайнер инвестирует в ее производство свою креативность.

Апсайклинг сложно масштабировать, если это дизайн-подход конкретного бренда. Бывшие в употреблении материалы (post-consumer waste – материалы, побывавшие в использовании) требуют больших усилий по приведению их в состояние, когда с ними можно снова работать.

В то же время апсайклингом можно заниматься в домашних условиях: перешивать старые вещи, ремонтировать, делать аппликации и нашивки, создавать что-то новое из двух-трех вещей.

Часто этот метод напоминает то, что в советское время советовали в журналах «Крестьянка» и «Работница», когда предлагалось делать из ношеных мужских рубашек наволочки, а из вещей для взрослых шить детские вещи. Тогда это конечно было в виду тотального дефицита, но сейчас все эти методы советуют sustainable fashion/lifestyle блоггеры c десятками тысяч подписчиков и они кажутся вполне интересными.

- Как sustainable fashion влияет на мировые модные веяния в целом? Ведь, согласно идеи осознанной моды, стоит покупать как можно меньше одежды. Но что делать тем, кто следит за модой, которая сегодня актуальна, а завтра - уже нет?

Избавьтесь от ложного представления о том, что осознанная мода означает только употребление уже имеющейся в шкафу собственной одежды. Есть много небольших и легких изменений, которые можно сделать. В совокупности они будут иметь большое значение для окружающей среды, как социально, так и экологически.

1. Покупать меньше и выбирать более качественные вещи, которые сделаны как можно больше этично, проверять этикетки и задумываться над составом и фабрикой-производителем.

2. Думать о том, где и как производится одежду, из чего производится каждая деталь. Там, где это возможно, не покупайте синтетические материалы на основе нефти, такие как полиэфир и нейлон, которые в действительности являются пластмассами. Каждый раз, когда такие ткани стираются, они теряют тысячи микроволокон, которые в итоге загрязняют реки и океаны.

«Reuse, Reduce, Recycle» (повторное использование, сокращение, переработка) - каждый продукт, который мы покупаем, влияет окружающую среду, от материалов, которые используются для его создания, до углекислого газа, который выделяется в процессе производства и транспортировки в магазины. Поэтому прежде чем покупать, спросите себя, действительно ли это нужно.

4. Оптимизируйте ваш гардероб: всегда задумывайтесь, действительно ли вы нуждаетесь в этой вещи? Часто мы совершаем покупки импульсивно, именно поэтому каждый год около 10,5 миллионов тонн одежды в США попадает на свалки и увеличивает уровень мировых текстильных отходов.

5. Следить за хештегом #30wears, который означает, что модный лук оделся не менее 30 раз.

6. Отдавать ненужные и ношеные вещи на переработку. В Киеве это можно сделать в магазине Laska и H&M.

Тем кто следит за модой, следует также следить за глобальными трендами: sustainable lifestyle, zero waste travelling. Прогрессивные девушки теперь следят не за модой, а за sustainable fashion.

- Что нужно новичку, который не знает, с чего начать, но очень хочет придерживаться движения осознанной моды?

Для новичков я советую вдохновиться глобальным движением zero waste и sustainable living, а уже потом сфокусироваться на моде. Таким образом можно избежать поверхностного увлечения красивыми словами и терминами, и действительно изучить вопрос.

- Как вы сама вдохновились этой идеей?

На меня очень повлияла встреча с Аней Поникарчук из Ozero, которая рассказала о книге Беа Джонсон «Дом ноль отходов», это стало лейтмотивом моих размышлений на тему осознанной моды. Ведь осознанная мода исходит не из моды как таковой, а из проблем, которые нас окружают: пластик в океанах, “шестой континент” из мусора, масса текстильных отходов, низкая заработная плата у работников текстильной промышленности. И когда ты понимаешь, что производство одежды и модная индустрия вторые по уровню загрязнения окружающей среды после нефтеперерабатывающей промышленности, ты уже смотришь на вещи иначе.

- Недавно в Киеве вы провели образовательные Sustainable Fashion Pad. Планируете проводить их и дальше? Для кого будут эти события?

Да, мы планируем каждый месяц проводить образовательные события от нашей платформы, иногда в коллаборации с другими интересными проектами. Например на октябрь у нас уже запланировано мероприятие с LBK Production, это будет круглый стол, на котором мы снова поднимем важные темы и для модных инсайдеров, и для осознанных потребителей. Часть событий будет закрытой, для резидентов платформы и гостей, а часть - открытыми. Такими, каким был первый ивент на ВДНХ, куда мог прийти каждый и посетить лекторий, воркшопы и маркет осознанных брендов.

 

ТЕГИ: мода
comments powered by HyperComments