Манипуляция. Как научиться не идти у детей на поводу?

Анна Гунько  |  Вторник, 10 сентября 2013, 15:42
Маленькие дети – самые эгоистичные существа. Не потому, что они плохие. Просто в раннем детстве мы еще не понимаем слова «нельзя» и не знаем других интересов, кроме собственных. В это время еще верх берут первобытные инстинкты и мы думаем только о том, чего хотим мы.
Манипуляция. Как научиться не идти у детей на поводу?

Когда в супермаркете плачет годовалый ребенок – это нормально. Но когда четырехлетний мальчик закатывает истерику прямо на глазах у публики – это уже проблемы воспитания.

Как же на это реагируем мы? Кто-то не стыдится рукоприкладства. Кто-то покупает все, что ребенок требует, чтобы «заткнуть» ему рот (именно так, а не иначе). А кто-то угрожает. Результат один во всех случаях: ребенок развивает ту модель поведения, которая поддерживается реакцией родителей. Если вы его ударили, он ударит в ответ. Если накричали – накричит.

Как не стать объектом манипулирования и справиться с капризами детей? Есть один действенный способ – методика воспитательной лестницы. Ее авторы – психологи Б. Гросхэндс и Дж. Бертон. Суть этой методики в том, что каждая ступень держится на реакции ребенка. Таким образом, его поведение не застанет вас врасплох и вы будете на шаг вперед.

Ступень 1.

Приглашения к сотрудничеству, просьба.

Когда вы просите ребенка что-то сделать или же наоборот – не делать, обращайтесь к нему ласковым спокойным тоном, без угроз и нотаций и напоминаний о прошлом инциденте. Используйте ласкательные формы слов: Людочка, не бросай на пол бумагу; Ванечка, пора кушать. Вы приглашаете ребенка сотрудничать. Если ребенок выполнит вашу просьбу немедленно – похвалите его. Если нет – пора задействовать вторую ступень.

Ступень 2.

Напоминание.

Перейдите к деловому тону. Используйте в обращении полное имя ребенка и в конце предложения предупредите его, что может стать результатом такого поведения. Пример: Людмила, я еще раз повторяю, не бросай на пол бумагу. Если я еще раз тебе напомню, ты останешься без десерта. Или что-то в этом роде. Не угрожайте, а спокойно покажите, что ваши намерения серьезны. Не запугивайте, а предупреждайте. Не уговаривайте. Если вторая ступень не дала результатов, переходите к третьей.

Ступень 3.

Ограничения свободы

Если вы пообещали что-то сделать, вы должны это сделать. Если вы предупредили, что если он не прекратит кричать, он отправится в свою комнату – так отведите его в комнату. Не кричите, не угрожайте и не унижайте. Молча возьмите за руку и отведите ребенка в его комнату.

Если ребенок начнет протестовать и скажет, что он все же сделал, что просили, спокойным тоном отвечайте « В следующий раз ты будешь делать это сразу. А сегодня тебе придется посидеть в комнате». Каких бы провокаций не было с его стороны, не срывайтесь и не уступайте. Не идет за руку – отнесите. Но спокойно и непоколебимо. Засекайте время и сами сообщайте ребенку, когда он может покинуть комнату. И не забудьте забрать из комнаты игровую приставку и отключить компьютер.

Далее – посадите ребенка на кровать или стул и в глаза скажите: посиди здесь, пока я не зайду и не скажу, что ты можешь выйти. Не спорьте дальше. Выходите из комнаты и оставьте открытой дверь. Не уходите далеко, но выберите место, где ребенок вас не увидит.

Ступень 4.

На этом этапе нужно учитывать реакцию ребенка. А она может быть разной.

Ребенок спокойно снес наказание и, может, плакал или тихо возмущался – заходите в комнату четко по окончанию времени и скажите, что он может уходить. Используйте ласкательные имена. Улыбнитесь и напомните, что он не сделал перед наказанием: а теперь будь умницей и убери бумагу, солнышко.

Если ребенок опять игнорирует просьбы, возвращайтесь к 1 этапу.

После наказания не ворчите и не читайте морали. Не показывайте, что жалеете. Вы устанавливаете правила поведения и нормы.

Если же ребенок истерит, кричит – подождите около минуты за дверью а потом загляните и спокойно, мягко скажите: Людочка, наказание нужно отбывать тихо, а ты кричишь.

Если ребенок не услышал вас, еще раз повторите то же самое. Важно показать, что его поведение не выводит вас из равновесия. Закройте дверь и послушайте, что в комнате.

Если ребенок выбегает из комнаты, поймайте его посадите и спросите, куда он собрался, ведь вы же сказали сидеть тихо. Не срывайтесь, будьте спокойны. Используйте полное имя ребенка. Выходите из комнаты. Если ребенок не слушается, переходите к последней ступени.

Ступень 5.

Успокаивающие объятия.

Если ваш малыш становится неуправляемым, вам нужно помочь ему справится с его неконтролируемыми эмоциями. Он может и сам не понимать, что он делает. Поэтому, вам нужно остановить лавину. Обнимите ребенка и не отпускайте. Сначала он будет вырываться, но потом начнет понемногу успокаиваться. Скажите ему: солнышко, ты совсем разошелся. Ты успокаивайся, а я пока обниму тебя и поддержу.

Окажите ему поддержку и подарите чувство безопасности.

С детьми трудно справляться. Иногда вам нужно будет повторять все эти ступени по кругу несколько раз на день. Но со временем ваши труды дадут свои плоды. Нужно только терпение.

 

comments powered by HyperComments